К 100-летию системы дополнительного образования

      История развития дополнительного образования в России

       

      Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами.

      На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Активно начинают появляться внешкольные учреждения, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания.  К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 таких учреждений, находящихся в ведении Министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов,  добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

      В послевоенное время началось бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

      Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

      После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности.

       

       Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития

       

      Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.

      Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности - своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

      • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
      • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
      • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

      Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

      1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
      2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
      3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат - увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

      Цель учреждений дополнительного образования - организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

      Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправленно, наиболее вариативно.

      Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

      Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

      Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

      Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для учащихся  личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

      Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

      • личностная ориентация образования;
      • профильность;
      • практическая направленность;
      • мобильность;
      • многофункциональность;
      • разноуровневость;
      • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
      • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
      • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
      • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

      Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте – в школе.

      Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

      Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей сегодня, стали:

      • развитие системы дополнительного образования детей во всех типах и видах образовательных учреждений;
      • повышение эффективности и качества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
      • укрепление связи науки и практики;
      • взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с учебными учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
      • распространение передового педагогического опыта;
      • информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
      • организация программно-методической службы;

      Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

      • рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
      • организацию социального опыта;
      • психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;
      • персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.
                                     
                                     
                                     

       

      Дополнительное образование детей в Кировской области

       

      В системе образования Кировской области дополнительное образование детей является важной составляющей единого образовательного пространства и представлено 197 организациями различной ведомственной принадлежности, где занимаются более 113 тыс. детей и подростков. На сегодняшний день охват несовершеннолетних программами дополнительного образования в области составляет 90,2% от общего числа детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.

      Важным достижением региона является сохранение приоритета бесплатности и равного доступа дополнительного образования для детей.

      Организации дополнительного образования − активные участники реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

      Поддерживая стремление детей приобщаться к культуре, искусству, занятиям спортом, государство определяет вектор развития дополнительного образования с учетом потребностей страны. В настоящее время Россия остро нуждается в инженерах, других специалистах, разрабатывающих высокие технологии, выпускающих наукоемкие изделия, умеющих осуществлять инновации. Учитывать общественный запрос в области внедряются новые виды технического творчества: 3-D моделирование,  программы мультипликационной анимации, робототехника и др.

      Современная система дополнительного образования детей Кировской области возникла в 1992 году, став правопреемником внешкольного образования и самостоятельным звеном в воспитании личности ребенка, ее социализации, в ранней профессиональной ориентации.

      Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую дошкольного, общего, среднего профессионального образования и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в системе общего образования.

      Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Профессия педагога дополнительного образования – исключительно творческая, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь, свой социальный способ самовыражения.

      Педагог учреждения дополнительного образования детей дорожит коллективным и индивидуальным творчеством воспитанников. Через открытия, изобретения, конструирование они открывают мир и находят свое место в нем.

      Рожденная в 1918 г. профессия внешкольного работника, по сути, являлась творческой, так как и по сей день отсутствуют стандарты системы дополнительного образования детей, дополнительных образовательных программ.

      Сегодня система учреждений дополнительного образования детей Кировской области проявляет совершенно новые черты:

      • развернулась целая сеть негосударственных учреждений дополнительного образования детей, и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг;
      • дополнительное образование детей приобрело гибкость, мобильность, креативность, профильность, многофункциональность, разноуровневость;
      • как необходимое условие спроса на личностное развитие ребенка усиливается индивидуализация и персонализация методик обучения;
      • усиливается реализация воспитательной функции образовательного процесса в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через активизацию социальной деятельности воспитанников.

      Система дополнительного образования детей Кировской области в условиях введения ФГОС второго поколения переживает новый период развития, характеризующийся самостоятельным определением смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени и творчества (технического, декоративно-прикладного, социального, художественного и т.д.).

      В практику деятельности УДО детей Кировской области вошли социальный мониторинг, проектирование, программирование, эксперимент как эффективные механизмы развития качества образовательного процесса.

      Данные механизмы являются необходимым условием для сохранения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.

      Инновационное развитие всех отраслей отечественной экономики, социальной сферы и дополнительного образования в частности невозможно без воспитания конкурентоспособных, рачительных, технически компетентных обучающихся и педагогов.

      В новых социально-экономических условиях в дополнительном образовании детей появляется много новых сложных вопросов и проблем, а искать пути их решения предстоит в первую очередь тем, кто выбрал для себя творческую профессию педагога дополнительного образования.