Инновации в дополнительном образовании

      Сорок лет назад мощная система дополнительного образования детей была символом научных и культурных успехов СССР, наглядным примером преимущества советского образа жизни. С распадом Союза большинство этих успешных спортивных школ, школ искусств, станций и кружков были отброшены на периферию общественного сознания. Демографический спад 90-х годов опустошил последние из бастионов этой системы.

      «За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов, - отметил в 2012 году президент России Владимир Путин. - Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть – бесплатно».

      Указом Президента Российской Федерации №599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед страной была поставлена цель: к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия  по дополнительным образовательным программам.

      В России 2016 года охват детей и молодежи программами допобразования расширился: в них вовлечены малыши от полутора лет и молодые люди от 18 до 24 лет. По данным Федерального статистического наблюдения, чаще всего посещают программы допобразования дети 5-9 и 10-14 лет (37,3 и 47,2% соответственно), чуть реже – подростки 15-17 лет (30,7%).

      Важный факт: большинство юных россиян (68% дошкольников и 82,7% учащихся общеобразовательных школ) по-прежнему получают дополнительное образование бесплатно!

      В 2014-15 учебном году 95% российских родителей, отвечавших на вопросы мониторинга экономики образования НИУ-ВШЭ, были удовлетворены качеством дополнительного образования.

      Однако все кто отвечал подобным образом, жили в больших и малых городах.

      Более 60% семей, проживающих в сельской местности, отметили, что их дети никогда не посещали музыкальных, художественных или спортивных школ…

      У этого бедствия есть несколько причин.

      С одной стороны - неравномерное распределение ресурсов дополнительного образования внутри муниципалитетов, неразвитость сетевого взаимодействия этих организаций друг с другом, с бизнесом и с промышленными предприятиями своего региона.

      С другой стороны – отсутствие адресной информации для родителей о работе кружков, секций, туристических объединений. Не каждой семье по карману оплатить занятия детей в частном клубе, кружке или секции. При этом родители не знают, есть ли поблизости кружок или секция, которые реализуют аналогичную программу бесплатно.

      Чтобы открыть перед семьями новые возможности, в Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2010 годы был включен комплекс мер по развитию эффективной системы дополнительного образования детей. В Министерстве образования и науки РФ эту деятельность курирует Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

      Полный текст статьи можно скачать по ссылке