Уважаемые коллеги, родители, партнеры и наши дети!
Мы живем в быстро меняющемся мире. Жизнь требует от педагога всё новых подходов к работе, новых практик, новых приемов. Современный творческий педагог должен постоянно учиться, развиваться и создавать новое. Концепция непрерывного образования педагога как никогда сегодня востребована.
Непрерывное образование включает в себя, прежде всего, формальное образование. На этом поприще работают наши неутомимые помощники - преподаватели Института развития образования Кировской области, которые трудятся на ниве повышения квалификации педагогов региона и создают методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. При этом формальное образование не ставит своей задачей учитывать специфику каждого учреждения и уж точно не может осуществляться так часто, как этого требует жизнь. Поэтому непрерывное образование – это во многом неформальное образование, саморазвитие личности, инновационную готовность и активность самих педагогов. Институт развития образования Кировской области выступает инициатором и координатором деятельности региональных инновационных площадок на базах учреждений образования, где разворачивается творческая активность педагогов, где создаются условия для обмена опытом, творческие группы, профессиональные лаборатории, продуцируются новые идеи и формируется педагогический продукт. Мы можем с уверенностью сказать, что общественные профессиональные объединения - областные методические объединения педагогов дополнительного образования – важнейший фактор неформального образования, мощнейший ресурс сопровождения профессионального развития педагога. Именно региональная инновационная площадка объединяет ресурсы формального и неформального образования, объединяет ученых, методистов, практиков в разработке новых образовательных идей.
С завершением проектов инновационная деятельность не заканчивается. Опыт Дворца показывает, что каждый удачный инновационный проект имеет свое последействие - результат, обращенный в будущее. Созданная методика продолжает работать в наших программах, открытые областные мероприятия для детей становятся традицией. Например, такими традициями для нас стали мероприятия, которые выявляют и поддерживают одаренных детей. которые еще вчера разрабатывались в рамках инновационной деятельности Дворца: областная научно-техническая ТРИЗ-олимпиада, областной фестиваль юных исследователей-изобретателей «Бионик». А еще после завершения деятельности инновационной площадки Дворца остались единомышленники в образовательных организациях региона и партнеры за его пределами, которых объединила общая проблема, проходят семинары по обмену опытом, продолжаем издавать наработанные методические пособия.
И вот новый инновационный проект Дворца, новый интересный путь педагогов в профессии, новые мысли, новые встречи, открытия… и достижения наших детей!
Фестиваль региональных инновационных площадок
21 апреля в Институте развития образования Кировской области состоялся Фестиваль региональных инновационных площадок. На этом большом областном образовательном форуме Дворец презентовал Региональную инновационную площадку «Научно-методическое и организационное сопровождение внедрения дистанционных образовательных технологий в региональную систему дополнительного образования», которая была открыта распоряжением Министерства образования Кировской области № 229 от 24.02.2022 г. под научно-методическим руководством Исаевой Светланы Анатольевны, старшего преподавателя центра управления и инноваций КОГОАУ ДПО «Института развития образования Кировской области».
На фестивале выступили с докладом Демшина Наталья Владимировна, старший методист Регионального модельного центра, руководитель региональной инновационной площадки, и Альгина Татьяна Дмитриевна, педагог дополнительного образования КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал».
В чем суть нашей новой региональной инновационной площадки?
Наталья Владимировна Демшина представила на Фестивале региональных инновационных площадок наши идеи, цели, задачи, планы и ожидания на следующие 3 года. Значимость проекта для развития системы дополнительного образования региона связана с его ориентацией на повышение доступности дополнительного образования и роста охвата детей дополнительным образованием за счет использования дистанционных ресурсов. В основе замысла инновационного проекта - региональные особенности:
- 270 муниципальных образований – это «сельское поселение», недостаточно обеспеченные дополнительным образованием;
- около 2 тыс. населённых пунктов - удалённые и труднодоступные территории
- наличие маломобильных детей-инвалидов и с ОВЗ
- необходимые периоды временных ограничений на очное обучение (карантин и т.п.)
- недостаточность методического обеспечения дистанционного дополнительного образования в регионе для реализации в дистанционном формате различных программ различных видов направленностей,
- недостаточная разработанность методики проведения областных мероприятий в дистанционном формате для дистанционного выявления и поддержки одаренных детей,
- недостаточная разработанность методики выстраивания сотрудничества с родителями и партнерами в дистанционном формате,
- отсутствие опыта и методические затруднения у педагогов в реализации дополнительного образования в дистанционном режиме,
- дистанционные трудности в деятельности региональных учреждений СПО при реализации дополнительных общеразвивающих программ профориентационного характера для школьников Кировской области
Отсюда основная идея проекта - внедрение дистанционных образовательных технологий в региональную систему дополнительного образования Кировской области позволит повысить доступность дополнительного образования для отдельных категорий учащихся и увеличить охват школьников данным видом образования.
Что планируется?
Методисты и ученые в рамках инновационной деятельности будут:
- организовывать семинары для педагогов дополнительного образования по дистанционному образованию,
- систематически индивидуально консультировать педагогов по разработке дистанционных программ,
- помогать им внедрять программы и технически обеспечивать их реализацию в дистанционном образовании, обобщать и продвигать их лучший опыт.
Педагоги Дворца и образовательных организаций Кировской области смогут создать и внедрить дистанционные продукты в образовательную практику: качественные УМК, программы, отдельные педагогические технологии, дистанционные практики воспитания, дистанционные платформы и методики выявления одаренных детей, дистанционные технологии сотрудничества с субъектами образовательного процесса.
Что уже сделано?
Татьяна Дмитриевна Альгина рассказала о результатах первых двух месяцев жизни региональной инновационной площадки. Идеи площадки объединили 76 педагогов-участников из 26 образовательных организаций Кировской области.
По проблеме «Дистанционная форма обучения в дополнительном образовании детей Кировской области» сделано 8 выступлений, подготовлено 9 публикаций аналитического характера. А еще 21 педагог обобщил опыт применения тех или иных дистанционных технологий в рамках Областных методических объединений педагогических работников дополнительного образования.
Педагогическими работниками подготовлены разработки и прошла апробация новых форматов событий и мероприятий на основе дистанционных образовательных технологий. Этот опыт еще предстоит методически осмыслить и описать.
Уже сегодня заложены основы обучения и сопровождения педагогов в области применения и разработки дистанционных технологий, прошла серия семинаров, методических консультаций, экспертиз ДОП.
Открыты две группы учебно-исследовательской практики педагогов. Первая группа – по технологиям дистанционного сотрудничества с родителями - уже создала методические материалы, их апробация прошла в марте – готовимся к их обсуждению и распространению.
Вторая группа учебно-исследовательской практики – начала внедрение дистанционных программ и активно работает над методикой дистанционного преподавания. Анализируются сложные вопросы: Как стимулировать мотивацию учения при дистанционном освоении программы? Какие формы оценки результатов образования наиболее приемлемы в дистанционном формате? Какой объем программы и недельная нагрузка более приемлемы в дополнительном образовании?
А еще педагогами дополнительного образования региона при научно-методическом сопровождении методистов Дворца и привлеченных ученых разработаны первые дистанционные дополнительные общеразвивающие программы, которые в этом учебном году проходят апробацию. Это 13 программ педагогов Дворца и 6 программ педагогов учреждений дополнительного образования Кировской области, которые проходят у нас семинары, получают консультации и вместе с нами включились в работу.
Чего мы ждем в итоге?
К 2025 году:
- будут открыты новые дистанционные программы в дополнительном образовании Кировской области, которые заработают на портале дистанционного обучения на базе СЭО 3КL «Русский Мудл», появятся новые учебно-методические комплексы;
- в помощь педагогам дополнительного образования будут подготовлены методические материалы по применению дистанционных технологий в программах различных видов направленности: технической, художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной и других;
- будут описаны, методически осмыслены новые дистанционные практики в области дистанционной воспитательной работы, мероприятий по выявлению одаренных детей, сотрудничества с родителями в условиях региональной системы дополнительного образования.
Друзья, присоединяйтесь!
Вся информация, контакты - на странице РИП на официальном сайте учреждения.