23 марта в Институте развития образования Кировской области состоялся региональный форум «Система дополнительного образования Кировской области: векторы современного развития». Цель Форума: выявление и распространение лучших педагогических практик команд организаций дополнительного образования детей, повышение его качества, признание общественного и профессионального статуса педагогов системы дополнительного образования. Форум посвящен 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования России. В 1918 году появилось первое государственное внешкольное учреждение в Москве - станция юных любителей природы. За сто лет система дополнительного образования детей стала особым видом образования, направленным на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. На Форум собрались педагогические работники организаций дополнительного образования детей практически из всех муниципальных образований области. Участников Форума поздравили министр образования Кировской области Рысева О.Н., и.о. ректора КОГОАУ ДПО «ИОР Кировской области Стебакова Т.В. Лучшие организации дополнительного образования, в том числе и Дворец творчества - Мемориал, награждены Благодарственными письмами министерства образования Кировской области. Состоялось также награждение победителей и призеров региональной педагогической олимпиады «Педагогика дополнительного образования», Демшина Н.В., методист, педагог Дворца удостоена Диплома Лауреата.
В ходе работы Форума педагоги ознакомились с интегративными практиками дополнительного образования, особенностями работы с различными категориями детей, моделями управления качеством профессионального развития педагогов. Работали демонстрационные площадки по различным направлениям:
- Дополнительное образование детей – пространство развития информационно-коммуникативных и инженерных компетенций.
- Современные социально-педагогические, социально-экономические практики дополнительного образования (добровольчество, клубная деятельность, Российское движение школьников, детское предпринимательство, работа с родителями, профориентация, основы финансовой грамотности, правовое просвещение и др.).
- Новые горизонты дополнительного образования (туристско-краеведческая направленность, эколого-биологическая направленность, физкультурно-спортивная направленность, гражданско-патриотическое воспитание).
- Художественное, декоративно-прикладное творчество детей в интегративных практиках дополнительного образования.
- Дополнительное образование – эффективная среда развития для всех (одаренные дети, дети с ОВЗ; дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях и др.).
- Модели управления качеством профессионального развития педагогов.
- Модели управления современной образовательной организацией дополнительного образования.
- Педагог «Играющий»: современные модели, методики и формы игровой деятельности.
- Исследовательская и проектная деятельность в практике работы учреждений дополнительного образования.
КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» представил лучшие педагогические практики на трех демонстрационных площадках. Команда Центра дополнительного экологического образования показала педагогическую практику «Я - исследователь» (включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность по естественнонаучной направленности») на демонстрационной площадке «Исследовательская и проектная деятельность в практике работы организаций дополнительного образования». В практике обобщается опыт реализации программ «Областная очно-заочная экологическая школа», «Естественнонаучная школа», организации и проведения областных мероприятий: конкурса юных исследователей окружающей среды «Человек и природа» и конкурса-фестиваля исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу». Программа практики «Я – исследователь» направлена на индивидуальное развитие личности, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах. Педагогическая практика вызвала большой интерес педагогов и членов жюри. Центр информационно - методической работы Дворца на демонстрационной площадке «Современные социально-педагогические, социально-экономические практики дополнительного образования» продемонстрировал педагогическую практику «Областная игра «Мы – команда!» как средство развития социальных навыков членов детской общественной организации». На демонстрационной площадке «Дополнительное образование - эффективная среда развития для всех детей» педагоги специализированного клуба «Доброе сердце» выступили с опытом работы и инновацией социализации детей с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования. Итоги участия команд Дворца в региональном Форуме – 2 Диплома I степени и Диплом III степени. Победители и призёры Форума награждены дипломами, которые вручены на церемонии закрытия регионального форума. Лучшие педагогические практики команд будут внесены в банк передового педагогического опыта КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», Единый национальный портал «Дополнительное образование детей», методический сборник «Лучшие педагогические практики организаций дополнительного образования детей Кировской области».