Стратегическая сессия областного методического объединения руководителей детских и молодежных гражданско-патриотических объединений и клубов военно-исторической реконструкции

Печать

14 сентября 2023 г. состоялось первое в новом учебном году заседание в Областном методическом объединении педагогов Кировской области, реализующих программы и проекты патриотической направленности, в форме стратегической сессии. Встреча приурочена к 105-летию дополнительного образования и прошла на площадке Межрегионального форума инновационных образовательных практик дополнительного образования детей «Флагманы дополнительного образования Кировской области».

Цель. Мероприятия спланировано с целью проанализировать историю развития и актуальное состояние гражданско-патриотического воспитания и наметить перспективы развития в современных условиях.

Участники. На встрече собрались специалисты, имеющие большой опыт и достижения в области гражданско-патриотического воспитания, настоящие представители экспертного педагогического сообщества по данной проблеме. Среди них педагоги дополнительного и общего образования, представители общественных организаций, родители.

Содержание встречи

Летягина Л.Г., педагог-организатор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал», проанализировала актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания, особенности современного общественного сознания.

Людмила Геннадьевна процитировала ряд исследователей, которые констатируют в современном обществе так называемый «дефицит нравственности». Он проявляется в отчуждении от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, в формировании у детей ложных ценностей, таких как потребительство, свобода без ответственности, культ агрессии и силы, неуважение к старшим и истории Отечества, отсутствие нравственных идеалов, утрата института семьи как примера воспитания.

Наш современный социокультурный мир характеризуется разноплановостью, противоречивостью и многовекторностью. Сегодня мы наблюдаем кризисные явления в различных сферах нашего общества:

- обострение международных противоречий и ход специальной военной операции (СВО);

- расслоение общества, вызванное социально-экономическими и духовными факторами;

- большой миграционный процесс и обострение национальных противоречий.

Людмила Геннадьевна подчеркнула особую значимость личности педагога в патриотической работе и его собственных ценностных ориентаций в воспитательной деятельности, роль навыков взаимодействия педагога с различными категориями участников образовательного процесса.

IMG 5973    photo 2023 09 15 15 50 22    photo 2023 09 15 15 50 26   

Кириков А.Н., педагог-организатор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал», представил анализ становления и развития системы патриотического воспитания во Дворце творчества. Он подчеркнул изначальную значимость патриотических идей в концепции создания нашего учреждения. Рассказал о музее боевой славы «Память», который был и остается сердцем Дворца, ядром его воспитательной системы. Александр Николаевич вспоминал о большой работе сотрудников музея в области патриотического воспитания детей, подростков и молодежи в различные периоды жизни учреждения и государства, о трудностях и успехах.

Докладчик подчеркнул особое значение в решении задач патриотического воспитания сотрудничества со школами города Кирова, взаимодействия внутри профессионального сообщества.

Кириков Александр Николаевич так же отметил, что концепция патриотической работы во Дворце базируется на следующих идеях:

- интеграция учреждения дополнительного образования с широким кругом социальных партнеров, среди которых школы, колледжи, общественные организации (в том числе детские и молодежные) и иные социальные институты;

- государственные символы выступают основой концепции патриотического воспитания, отправной точкой для широкого спектра встреч и мероприятий,

- формирование ценностных ориентаций и смыслов личности – основной целевой ориентир гражданско-правового воспитания.

При этом докладчик предостерег от опасности формализма в педагогической работе, когда мероприятия и проекты не затрагивают души воспитанника, его духовно-нравственных и патриотических ценностных идеалов.

Александр Николаевич объявил начало методического года в Областном методическом объединении Областном методическом объединении руководителей детских и молодёжных гражданско-патриотических объединений и клубов военно-исторической реконструкции при МБС «Память», которое уже несколько лет является площадкой для педагогического взаимодействия, обсуждения проблем и обмена опытом.

Смирнова И. Г., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ СОШ с УИОП №10 им. К. Э. Циолковского, рассказала об опыте сотрудничества школы и Дворца как об примере интеграции общего и дополнительного образования в патриотическом воспитании и образовании. На примерах мероприятий она продемонстрировала глубину, эмоциональную насыщенность, аксиологическую обоснованность патриотических традиций нашего сотрудничества.

Шибанова С. И., руководитель школьного музея МКОУ ДО ЦДТ пгт Юрья, поделилась традиционным опытом издательской деятельности в области патриотического воспитания как уникальной формой вовлечение детей в исследовательскую краеведческую работу и патриотической направленности.

IMG 5950    IMG 5979   
 IMG 5982    IMG 5993  

 

Большую часть встречи заняла дискуссия в экспертном педагогическом сообществе. Участники рассказывали о своем опыте патриотического воспитания, об эффективных формах, общались в малых группах, обсуждали традиции и актуальные векторы в современных условиях, обменивались контактами для укрепления и развития сотрудничества. С краткими сообщениями выступали: протоиерей Евгений Смирнов — руководитель отдела религиозного образования катехизации Вятской епархии, С. М. Истратов и В. Э. Помазкин — представители Кировского областного отделения ВООВ «Боевое братство».

Результатом обсуждения стало послание экспертного сообщества участников ОМО педагогической общественности об актуальных векторах современной патриотической работы.

Актуальные векторы современной патриотической работы в образовательных организациях

Участники областного методического объединения педагогов Кировской области, реализующих программы и проекты патриотической направленности, обсудила сложившийся позитивный опыт в области гражданско-патриотического и всему профессиональному сообществу предлагаем следующие идеи, которые являются актуальными и перспективными сегодня и в будущем.

  1. В современных условиях необходима интеграция учреждений дополнительного и общего образования в вопросах гражданско-патриотического и гражданско-правового воспитания (модели, формы, мероприятия).

  2. Учреждения дополнительного образования должны взаимодействовать с семьей обучающегося, обсуждая вопросы связи патриотического и правового воспитания с воспитанием семейным.

  3. Сегодня возрастает значение и потенциал духовно-нравственного аспекта в патриотическом воспитании. На секции нам удалось обсудить границы, формы сотрудничества и взаимодействие субъектов патриотической деятельности с религиозными организациями.

  4. Немаловажную роль в гражданско-патриотическом и правовом воспитании играет изучение государственных символов России, как основа модели гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении.

  5. Государственные праздники, исторические даты являются в наше время триггером патриотического воспитания.

  6. Актуальным средством гражданско-правового воспитания являются правовые игры.

  7. При реализации программ и проектов патриотической направленности за основу предметных знаний можно брать различные области гуманитарного знания.

  8. Через углубление исторических знаний и социально полезную деятельность современные дети и подростки обретают личностные смыслы.

  9. В рамках гражданско-патриотического и гражданско-правового воспитания возможно формирование ценностного отношения к историческим памятникам и памятным местам возможно.

  10. Формирование патриотического мировоззрения, правовой культуры личности может сформироваться через углубление знаний о выдающихся людях в истории Отечества и непосредственное общение с «живыми свидетелями».

  11. Патриотическое воспитание способно найти пути преодоления конфликта позиций и внутриличностных кризисов в условиях СВО.

  12. Сегодня необходима опора на традиционные ценности в гражданско-патриотическом воспитании (методики, практики).

  13. Мы имеем возможность осуществлять гражданско-правовое воспитание через привлечение учащихся г. Кирова и Кировской области к правовой волонтерской деятельности.

  14. Гражданско-патриотическое воспитание - пространство преодоления ценностных кризисов личности и общества.

  15. Расширение ассортимента ДООП СНГ патриотического характера возможно за счет интеграции различных наук (например истории и социологии, истории и экономики, истории и лингвистики)

  16. Сотрудничество с общественными детскими и молодежными организациями в области патриотического воспитания является неотъемлимой частью патриотического и правового воспитания сегодня.

  17. Развитие правового мышления помогает детям при решении прикладных жизненных задач.

  18. Профилактика противоправного поведения детей и подростков г. Кирова и Кировской области является важной частью гражданско-правового воспитания.