Научное общество учащихся Дворца имеет долгую историю, потому что не угасает исследовательский инстинкт ребенка, потому что в каждом поколении наших воспитанников не иссякает поток бесконечных «почему», потому что не утрачивается желание педагога слышать детские вопросы и помогать самостоятельно искать ответы на них, вооружая ребенка научными инструментами познания и вовлекая в этот процесс партнеров и родителей. Многие годы во Дворце развивается учебно-исследовательская деятельность учащихся, а наши юные исследователи успешно заявляют о себе на областных конференциях, в конкурсах исследовательских работ.
В этом году реализуются три программы учебно-исследовательской деятельности:
- Дополнительная общеразвивающая программа учебно-исследовательской деятельности для младших школьников – педагог Махнева Наталья Сергеевна,
- Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Учебно-исследовательская деятельность (зоология)» - педагог Бабина Светлана Вадимовна;
- Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Учебно-исследовательская деятельность (экология)» - педагог Абатурова Лариса Анатольевна.
Обучаются по программам и ведут учебные исследования 37 учащихся. Из них 10 ребят – это исследователи в области экологии, 6 – в области зоологии и 21- по широкому спектру проблем окружающего мира, лежащих в сфере познавательных интересов ребенка.
Представляем юных исследователей-экологов, педагог-руководитель Абатурова Л.А.:
Чебаков Лев – тема «Природный комплекс витаминов для детей»:
- участие в региональной конференции юных исследователей в г. Кирово-Чепецк (2019),
- диплом 3 степени в областной конференции «Юный исследователь (2019)
Чепайкина Алина – тема «Мы в ответе за тех, кого приручили»:
- диплом 2 степени на областной конференции «Юный исследователь» (2019),
диплом 1 степени в областном конкурс природоохранных проектов (2019)
Годорожа Ксения – тема «По фамилии Степанов и по имени Степан»:
- диплом призера областного конкурса Бионик»« (2019),
- диплом 3 степени в региональном конкурсе юных исследователей в г. Кирово-Чепецке (2019),
- диплом 1 степени на региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей им. Вернадского (2019),
- диплом 1 степени на конференции юных исследователей им. А. Невского (2019).
Ушаков Радион – тема «Молочные продукты – мифы и реальность».
Глухих Дарья – тема «Влияние окружающей среды на архитектурные постройки г. Кирова».
Храмова Мария – изучает пищевые добавки.
Береснева Дана – влияние комнатных растений на окружающую среду,
Балдина Софья - тема «Такие разные хомячки»,
Громоздов Никита – виды птиц Кировской области.
А вот результаты участия в конкурсах и конференциях юных исследователей, работающих под руководством педагога Махнёвой Н.С.
Межрегиональный конкурс «Земский букварь»:
Введенский Александр Диплом 1 степени
III областной дистанционный конкурс исследовательских работ по краеведению «Я–гражданин Вятского края» среди обучающихся образовательных организаций и организаций дополнительного образования:
Семенищева Алиса – Диплом 2 степени
Введенский Кирилл – сертификат
Введенский Сергей – диплом 1 степени
Введенский Александр - сертификат
Васенина Вика – диплом 3 степени
Плехова Варвара – сертификат
Перминова Алина – диплом 1 степени
Всероссийский конкурс «Мы гордость Родины» г. Москва
Минин Матвей - сертификат
Плехова Варвара – сертификат
Введенский Кирилл – сертификат
Васенина Вика – сертификат
Введенский Сергей – диплом 2 степени
Татьянникова Яна – диплом 2 степени
Первая областная палеонтологическая конференция школьников «Палеонтологические наследие Кировской области: теоретические, методические и прикладные аспекты»:
Введенский Кирилл – сертификат
VIII открытый межрегиональный эколого-краеведческий конкурс «Сохраним родную Вятку»:
Перминова Алина – диплом 2 степени
Семенищева Алина – диплом 2 степени
Введенский Кирилл – диплом участника
Введенский Александр – диплом 1 степени
Введенский Сергей – диплом 3 степени
Васенина Вика- диплом 2 степени
Плехова Варвара – диплом 2 степени
Самарина Дарья – диплом 3 степени
Первый региональный эколого-информационный конкурс «Мусор в Инфографике 2019»:
Введенский Александр – диплом 1 степени
Мартынов Степан – диплом 2 степени
Введенский Кирилл – диплом 3 степени
IV межрегиональный конкурс исследовательских экологических задач «Зелёная экоматематика - 2019»:
Минаев Матвей - диплом 2 степени.
III областной творческий конкурс творческих проектов среди учащихся 3-11-х классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учащихся учреждений среднего профессионального образования города Кирова «Я - инженер»:
Чикилёва Виктория - призёр третьего областного конкурса «Я-инженер», номинирована на конкурс «Тропой Вернадского» (Всероссийский уровень)
Легошин Данил - диплом первой степени.
Представляем темы исследовательских и проектных работ детей в области зоологии, которые ведутся на базе уголка живой природы Дворца – педагог Бабина С.В.
Медведчиков Иван - тема «Сравнение некоторых особенностей поведения и содержания хомячков четырех видов»:
- заочный конкурс «Мой вклад в величие России» - диплом победителя заочного тура,
- конкурс «Талантико» - диплом Лауреата 3 степени,
- «Конкурс Вернадского» - диплом призера заочного этапа, диплом 3 степени очного тура.
Шинкаренко Тимофей - тема «Сезонное изменение массы тела и активности среднеазиатской черепахи в уголке живой природы». Автор готовимся к выступлению на «Человек и природа», принято к публикации на Мараковских чтениях.
Микрюкова Вероника - тема «Сравнение активности корелл в вольерах
с различным уровнем обогащения среды». Автор готовимся к выступлению на конференции «Человек и природа», а так же работа принята на конкурс в Московский зоопарк.
Григорьева Владислава ведет исследование и планирует выступление по линьке белки на конференции в ВГСХА.
На начальном этапе работы:
- Ефремовой Алины «Сравнение поведения шиншилл в клетках с разным количеством особей»,
- Садоневой Риты «Использование игрушек разными видами птиц».
Успехи этих девочек еще впереди.
Ежегодно Дворец организует областные мероприятия для юных исследователей Кировской области и предоставляет возможность одаренным детям проявить себя на областном уровне:
Областная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды для обучающихся 5-11 классов «Человек и природа»,
Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу»
Одной из наиболее результативных форм работы с одарёнными школьниками города и области по формированию исследовательских компетенций является очно-заочная экологическая школа Дворца творчества - Мемориал. Это модель организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, в том числе из сельской местности, которая реализуется в тесном сотрудничестве с учеными, специалистами Вятского государственного университета, Государственного природного заповедника «Нургуш», Кировского государственного медицинского университета, Кировского городского зоологического музея. В очно – заочной экологической школе обучаются 25 учащихся из 5 районов (Яранский, Фаленский, Нолинский, Унинский, Мурашинский) и городов Кирово-Чепецка, Вятские Поляны, Кирова. Обучение в школе предусматривает осеннюю и летнюю сессии, учебную конференцию и межсессионные задания.
Во время сессий учащиеся знакомятся с развернутыми методиками проведения исследований, необходимых для выполнения выбранной темы исследования, под руководством ученых, специалистов Вузов апробируют методики непосредственно в природе, получают консультационную помощь ученых по теме исследования - ученые становятся руководителями и научными консультантами исследовательских работ. Для обучающихся организуются профориентационные экскурсии в высшие учебные заведения города Кирова, тематические экскурсии по экологической тропе Заречного парка, увлекательные экскурсии в музеи, выставочные центры, проводятся практикумы в лабораториях Вузов.
Исследовательские работы юные экологи представляют на региональном и всероссийском уровнях. Многие ребята, занимающиеся в очно-заочной экологической школе, поступают в высшие учебные заведения по профилю, становятся успешными студентами.
Наши талантливые педагоги – это тоже исследователи, которые ведут изыскания в области педагогики и психологии сопровождения детей детской исследовательской деятельности и мотивации к ней.
Педагоги Дворца ежегодно сами становятся участниками семинаров, курсов, конференций по проблемам сопровождения исследовательской деятельности детей, ведут свои педагогические исследования. Так, 12 декабря 2019 г. одновременно с детским конкурсом Вернадского проходил Межрегиональный конкурс «Педагог-исследователь». Махнева Н.С. представляла своё исследование по теме «Динамика факторов выбора младшими школьниками тем исследовательских (проектных) работ», где систематизировала и проанализировала данные, полученные за последние шесть лет работы с юными исследователями. Определила факторы выбора младшими школьниками тем исследовательских (проектных) работ, произвела расчёты, определила тенденции и перспективы развития тем исследовательских работ. Представленный доклад вызвал интерес, а результат - диплом 1 степени.
Созданию условий для развития профессиональных компетенций педагогических работников, сопровождающих обучающихся в исследовательской и проектной деятельности, способствует созданное во «Дворец творчества - Мемориал» 4 декабря 2017 г. областное методическое объединение «Педагогическое сопровождение обучающихся в исследовательской и проектной деятельности по естественнонаучной направленности» под руководством методиста Дворца Балахничева Людмилы Леонидовны. В ОМО вступили 79 педагогов образовательных организаций Кировской области. В программе знакомство:
- с опытом организации исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях,
- с опытом педагогического сопровождения юного исследователя в его познавательном поиске,
- с опытом стимулирования к исследовательской деятельности и поддержания познавательной мотивации,
- с авторскими практиками педагогической работы по сопровождению, фасилитации исследовательской мотивации и деятельности детей,
- с практиками сотрудничества педагога, научного руководителя с родителями юных исследователей.
Так, 6 декабря 2019 г. прошло выездное заседание ОМО в режиме семинара-практикума на базе КОГОАУ «Лицей естественных наук», и члены объединения познакомились с опытом педагогов лицея, обсудили проблемные вопросы организации исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении, методические аспекты организации сопровождения личности младшего школьника, подростка, юноши в его исследовательской деятельности.
Такой яркой, насыщенной событиями жизнью живет Научное общество учащихся Дворца. Посветят ли наши неутомимые почемучки, юные исследователи себя науке во взрослой жизни? Не обязательно. Но стремление к знанию, наслаждение от исследовательского поиска, радость открытия, удовольствие от самостоятельно организованного процесса познания и добытая интеллектуальным трудом привилегия знать больше, чем другие, - всё это останется с ними навсегда. А нам, педагогам и родителям, досталось счастье гордиться успехами наших юных интеллектуалов.